НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
ПИРАТЫ ПОЛУЧИЛИ СВОЕ
Украина заплатила за сухогруз «Фаина»
Освобожденное пиратами украинское судно должно 12 февраля причалить в кенийский порт Момбаса. Из Кении экипаж судна, включая россиян, вылетит в Киев. На этом злоключения бывших заложников, которые пробыли в плену у сомалийских пиратов с 25 сентября 2008 года до начала февраля уже этого года, закончатся. Зато начнется громкое разбирательство того, кто же на самом деле стоял за освобождением моряков. Сейчас за звание героя-спасителя борются Служба внешней разведки Украины и хозяин судна Вадим Альперин.
Так, СВР Украины, официально отрапортовав о завершении «реализации комплексной многоэтапной операции по освобождению судна «Фаина» и его экипажа из плена сомалийских пиратов», особо отметила, что сразу после захвата «Фаины» президент Украины поручил ряду государственных органов, в том числе Службе внешней разведки, принять все возможные меры по освобождению судна и его экипажа. Однако при этом украинские разведчики ни слова не упомянули о том, сколько именно Альперин выплатил пиратам выкуп за моряков и судно.
Сейчас же ведущие эксперты-международники ломают голову над тем, насколько правомерна была выплата пиратам выкупа, а также в чем пробелы международного права в сфере борьбы с пиратством.
Мы обратились к профессору, заведующему кафедрой международного права Московской государственной юридической академии Камилю Бекяшеву ответить на эти вопросы. Вот что он сказал:
- Международное право относит пиратство к уголовным преступлениям международного характера. За такие преступления государство привлекается к материальной ответственности в форме сатисфакции или возмещения ущерба. Физические лица привлекаются к уголовной ответственности по законодательству государства, которое задержало пиратов.
Международное право позволяет любому государству арестовать и даже уничтожить пиратское судно и имущество пиратов. Никакого специального разрешения каких бы то ни было государств или международных организаций для таких принудительных действий не требуется.
Судебные учреждения такого государства, суда которого совершили этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определить, какие физические лица и в каком объеме будут нести уголовную ответственность. Поэтому всякого рода выкупы или другие принудительные действия противоречат международному праву и являются уголовно наказуемыми деяниями.
Пока что, к сожалению, борьба с пиратством не приносит успехов. Здесь причин несколько. Во-первых, полное бездействие, а я бы даже сказал – косвенное пособничество прибрежных государств, где размещаются сами пираты. Власти этих стран никаких мер не принимают. Это доказывает столетний опыт разгула пиратства. Во-вторых, слабое законодательство государств. В том числе и наше законодательство, которое предусматривает очень мягкое наказание за пиратские действия. На это обратил внимание Совет Безопасности ООН в своей резолюции 1851 от 16 декабря 2008 года. Он указал на отсутствие возможностей национального законодательства и ясности в вопросе о том, как поступать с пиратами после их задержания. Именно эта неопределенность препятствует принятию более решительных международных мер в отношении пиратов у побережья Сомали, и в некоторых случаях она привела к тому, что пиратов пришлось освобождать без судебного разбирательства. К такому печальному выводу пришел один из главных органов Организации Объединенных Наций, который призван бороться с пиратством.
Стоит отметить, что пиратство возникло в глубокой древности. Специалисты говорят, что впервые упоминания о пиратах встречались в XIV – III веках до нашей эры. С этого момента международное право в борьбе с пиратством не развивается. Есть нормы о пиратстве в Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, в которой участвует около 170 государств. И в этой конвенции дается определение пиратства, а также говорится о том, что любое государство вправе бороться с пиратами путем захвата пиратского судна.
Но, мне кажется, необходимо разработать и принять в рамках ООН специальную конвенцию по борьбе с пиратством. И в этой конвенции следовало бы разъяснить, что такое «любой неправомерный акт насилия», что такое «грабеж», что такое «открытое море». Вот сейчас возникает вопрос, исключительная экономическая зона для борьбы с пиратством – это открытое море или не открытое море? Потом необходимо разъяснить такие понятия, как «любой акт добровольного участия в борьбе с пиратством». Таким образом, нужна полноценная и специальная международная конвенция.
В настоящее время мировое сообщество попыталось бороться с пиратством с помощью военно-морских сил. Это разовая акция. Каждую шаланду крейсер не может охранять и сопровождать по всему мировому океану.
Кроме того, не определено в международном плане, кто будет нести расходы за охрану этих морских путей и за охрану торговых судов. В наше время, в условиях кризиса, этот вопрос также является существенным.
И наконец, необходимо, чтобы с пиратством боролся международный уголовный суд, который специально создан для борьбы с международными преступлениями уголовного характера. И международный суд вправе осудить пиратов на лишение свободы. У международного суда есть для этого вся инфраструктура.
Короче говоря, в рамках ООН необходимо разработать современный действенный механизм борьбы с пиратством. Пора прекращать бороться с этим злом индивидуально. Ведь пираты являются врагами всего человечества.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ
11.02.2009



 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©