НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
Минск остался без сил
В Москве состоялась встреча глав государств ОДКБ
Повестка дня форума была заранее известна и тщательно проработана. Речь шла о подписании документа, который включает в себя Соглашение о Коллективных силах, решение совета коллективной безопасности о составе КСОР, об изменении численности и структуры секретариата ОДКБ. Государства-члены ОДКБ были заранее официально информированы о позициях Узбекистана, что давало возможность их обсудить и взвесить со всех сторон. Ташкент публично выразил свои три главных принципа: обязательная ратификация соглашений по КСОР в национальных парламентах стран-участниц, приоритет национального законодательства перед обязательствами в рамках ОДКБ в случае, когда силы КСОР направляются на территорию другого государства, а также запрет на использование коллективных сил в разрешении конфликтов между государствами-членами ОДКБ.

При более внимательном анализе становится очевидно, что эти пункты не обнаруживают каких-либо расхождений основополагающего свойства. Понятно, что в данном случае Узбекистан стремится «перестраховаться на будущее», учитывая непростые отношении с соседними государствами. Другое дело - Белоруссия, которой вслед за Арменией должно было быть передано председательства в ОДКБ. Причем Минск заявлял, что готовится в период своего председательства выступить с рядом новых инициатив. Однако президент Белоруссии Александр Лукашенко, не предупредив об этом других членов ОДКБ, вообще отказался лететь в Москву. Поэтому, комментируя неучастие Белоруссии в саммите ОДКБ, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о недопустимости увязывания двусторонних проблем с принятием решения в рамках организации в целом. Он заявил, что временное председательство в организации в связи с отсутствием на саммите Белоруссии перешло к России, и отметил, что существующие «молочные споры» не могут служить поводом для подобных действий Минска. В то же время глава российского государства решил квалифицировать российско-белорусский «сбой» как «техническую проблему».

Но на Западе уже оценили «ход» Лукашенко как «удар по ОДКБ». Почему? Потому, что Белоруссия ранее выступала в качестве безусловного сторонника развития эффективных механизмов в рамках ОДКБ в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве. Она дала принципиальное согласие и на создание Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Однако ныне, как отмечается в заявлении пресс-службы президента Белоруссии, в Минске в понятие коллективной безопасности стали вкладывать не только ее военно-политический аспект, но и укрепление экономической безопасности стран-участниц ОДКБ. В этой связи западногерманская газета Frankfurter Allgemeine Zeitung назвала акцию Минска как «гол Лукашенко в ворота Москвы»: белорусский президент решил поставить под сомнение легитимность решения о формировании Коллективных сил оперативного реагирования.

Что дальше? По словам Дмитрия Медведева, в России не драматизируют данную ситуацию. «Я уверен, что белорусская сторона оценит те преимущества возвращения к обсуждению вопроса о членстве в соответствующей организации и подписании договора о Коллективных силах оперативного реагирования», - подчеркнул глава государства. Скорее всего, Минску необходима пауза для серьезного размышления и принятия решения. Тем не менее это не помешало другим частникам ОДКБ подписать документы о создании КСОР. Они, по словам Дмитрия Медведева, должны быть «компактные, но не маленькие, должны быть укомплектованы по последнему слову военной техники». Это достаточно серьезные силы, что накладывает на страны-участницы организации определенную ответственность за предоставление своих контингентов.

В декабре прошлого года на неформальном саммите в Казахстане была выработана идея переформатировать сил быстрого развертывания в силы специального реагирования. Этот процесс подтолкнул известный кавказский кризис. Поэтому речь шла не об изменениях терминологического значения, а о возможности странам ОДКБ оперативно реагировать на существующие и потенциальные вызовы: борьба с организованной преступностью, наркотрафиком, предотвращением действий сил международного терроризма. То есть была предложена и поддержана качественно новая концепция функционирования совместных, мобильных, хорошо оснащенных вооруженных сил. В этой связи создание коллективных сил оперативного реагирования является логическим продолжением уже проделанной работы, то есть усилением военной составляющей ОДКБ. Это позволит эффективно реагировать на асимметричные вызовы и угрозы локальных военных конфликтов. Тем более, что членами ОДКБ являются государства Среднеазиатского региона, на ситуации в которых могут сказаться последствия афганского конфликта.

Сейчас в Госдуме на ратификации также находится соглашение о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Возможно, именно поэтому Минск решил «поторговаться» с Москвой, поскольку для него Средняя Азия далеко. Однако «рвать» с ОДКБ Белоруссия все же не станет: уж слишком многое у нее «завязано» на сотрудничестве с бывшими советскими республиками, как в плане экономики, так и обеспечении общей системы национальной безопасности. Как говорится, овчинка выделки не стоит.

Мечислав СТАНКЕВИЧ
17.06.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©