НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
ДРАКА ЗА ПРЕМЬЕРСКОЕ КРЕСЛО
Победа В. Ющенко на выборах - это не его победа. Это победа тех, кто его окружает. При этом его "команда" - это некое сообщество людей, которых объединяли только бизнес-интересы. В итоге была выполнена программа, ради которой разношерстные политики, ранее находившиеся в противоположных лагерях и активно воевавшие друг с другом, объединились сначала в блок, а затем и в более широкую политическую коалицию.
До победы на президентских выборах "Наша Украина" цементировалась такими факторами, как наличие общей цели и общего "врага" в лице Л.Кучмы, а также общей стратегией и тактикой борьбы за власть; необходимостью централизованного управления процессом, выработки общей дисциплины и общего стиля поведения; необходимостью поддержки общего лидера, которого можно было использовать как знамя. Персонификации лидера единого политического процесса невозможно было избежать. К тому же в Украине традиционно мифологизация личности лидера оказывает большее влияние на политический процесс и легче воспринимается массами, нежели лозунг или партийный бренд. Была создана видимость того, что вокруг Ющенко сплотилась единая монолитная команда, которая состоит из единомышленников и постоянно пополняется новыми сторонниками. В результате В. Ющенко стал президентом. Однако после его победы начался процесс борьбы за власть тех, кто пришел за Ющенко и использовал своего лидера как знамя. Сразу же стали делить портфели, распределять сферы влияния, устанавливать контроль над теми или иными отраслями.
Еще до начала официального вступления в должность президента среди сторонников В.Ющенко началась нешуточная борьба за посты в структурах власти, которая приняла весьма серьезный характер. Это дало повод одному из ближайших соратников Ю.Тимошенко Александру Турчинову заявить: "Виктор Ющенко формирует новое правительство непрозрачно и непонятно. Кадровые проблемы решаются непрозрачно, а у Ющенко нет твердой и понятной позиции"1.
Наблюдалась откровенная конкуренция между группами влияния в окружении Ющенко - между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко. Это были две основные политические фигуры, которые сошлись в борьбе за пост премьера, основные игроки на кадровом "ристалище". Директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович называл разногласия внутри "оранжевых", в том числе и среди людей, которые вышли на Майдан, вполне естественным явлением. "Потому что многие люди пришли делать революцию. А произошла смена политических элит, и никакой революции не произошло. Новая политическая элита, которую возглавляет В.Ющенко, вынуждена договариваться с другими политическими элитами об условиях продолжения функционирования украинского государства. Она должна вступать в переговоры... А Майдан пришел на революцию. Они в принципе хотели бы продолжать участвовать в процессе политической революции, а Ющенко и его ближайшему окружению это уже не надо. Майдан сделал свое дело, Майдан может уходить"2.
Лоббистские и другие способности Юлии Тимошенко принесли свои плоды. Президент В.Ющенко назначил ее исполняющей обязанности премьер-министра. Соответствующий указ Ющенко подписал перед отлетом в Москву. Еще одним указом президент отменил существовавшую структуру Администрации президента Украины и утвердил Положение о создании Секретариата президента Украины, назначив Государственным секретарем Александра Зинченко. Секретарем Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Ющенко назначил П.Порошенко, который до момента обнародования первых указов о назначениях верил в свою премьерскую "звезду". Секретарство в СНБО для него стало неожиданностью. Таким образом, еще не успев толком вступить в должность, Ющенко отошел от заявленного принципа публичности и прозрачности при формировании правительства. Его непредсказуемые и непубличные шаги привели к тому, что обострились взаимоотношения между членами его команды.
Почему же он назначил Тимошенко? Выдвигалось много версий. Помимо необходимости "перекройки" политико-экономического поля Украины назначение Тимошенко не в последнюю очередь состоялось благодаря политическому шантажу "газовой принцессы". Интересна оценка Ю.Тимошенко одним из ярых сторонников оппозиции, членом фракции "Наша Украина" Романом Бессмертных: "Юлия Владимировна по жизни шантажист. Вспомните стиль Тимошенко относительно Павла Лазаренко - это шантаж, еще раз шантаж, а потом сдача. А сейчас на носу парламентский 2006 год, а потом - 2009..."3. Так что по степени циничности Л.Кучма, видимо, значительно уступает "новым" лицам, пришедшим во власть.
До момента назначения Ю.Тимошенко было не совсем ясно, кто же взял на себя отеческую заботу о движении "ПОРА" в Украине. Чей финансовый вклад был более существенным? Судя по тому, что Тимошенко стала премьером, а весь январь 2005 года палаточный городок поддерживался на "плаву", можно предположить, что деньги будущего премьера сыграли здесь не последнюю роль. На это же косвенно указывало заявление депутата фракции "Наша Украина", одного из четырех "полевых командиров" Майдана Тараса Стецькива о том, что в течение января палаточный городок содержала партия Ю.Тимошенко - "Батькивщина"4. По этой причине нельзя согласиться с мнением председателя правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, который считал, что "Майдан такая полуаморфная структура, которая, скорее всего, никому четко не подчиняется; Майдан вообще с самого начала был такой фактически сетевой структурой, которая не имела включения в какие-то административные или политические иерархии". У Майдана был свой хозяин, который в обстановке возросшего политического соперничества использовал Майдан в качестве "козырной карты", которой так не хватало многим политикам в кадровых противостояниях.
Достаточно точно причины назначения со стороны В. Ющенко указал народный депутат, а затем руководитель МВД Украины Юрий Луценко. Он так определил задачи новой власти: "Очевидно, что Ющенко долго колебался, выбирая формат Кабмина, но в конце концов он его определил. Я бы назвал его "правительством терминаторов". Его главная задача - провести "зачистки" и радикальные реформы. Думаю, что такой подход очень эффективен, однако и очень рискован. Именно поэтому я употребляю такое слово - "терминатор"". Дальше видно будет.
Между тем Ю.Тимошенко до сих пор воспринимается на Западе как противоречивая личность. В частности, ей до сих пор не удалось отвести от себя обвинения в контрабанде газа, уклонении от уплаты налогов, а также добиться, чтобы ее имя не связывалось с преступными деяниями, инкриминируемыми бывшему премьер-министру П.Лазаренко. Обозреватели напоминают, что оппозиционером Тимошенко сделал предыдущий президент Украины Л.Кучма, усилиями которого она попала в тюремную камеру и потеряла свой бизнес5.
Назначение Юлии Тимошенко исполняющей обязанности премьер-министра означало, что "революция продолжается". Схожую точку зрения высказал директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев6: "В связи с необходимостью мобилизации всех ресурсов на выполнение крайне сложного бюджета 2005 года, решения социально-экономических проблем возникла необходимость именно в этой фигуре".
Многие эксперты указывали, что "принципы кадровой политики являются первым серьезным испытанием новой власти в глазах общества"7. Проблема была обусловлена тем, что во время формирования нового правительства фракции и группы, которые на разных стадиях присоединились к победной коалиции, настаивают на назначении своих кандидатов на министерские должности, выдвигая это требование как условие голосования за состав нового правительства в Верховной раде. Экс-губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев заявил тогда: "Новые руководители назначаются исключительно за заслуги, которые они оказали "оранжевой революции". Отсюда квотный подход, партийные приоритеты, личные амбиции. Не менее половины назначений министров и губернаторов полностью противоречат задекларированным президентом принципам: отделить власть от бизнеса, исключить приход к власти людей, склонных к коррупции и т.д."8.
Итак, "оранжевые" продемонстрировали владение самым эффективным и на сегодняшний день эксклюзивным орудием политической борьбы - живой человеческой массой, имеющейся в количестве, вполне достаточном для осуществления давления на любые объекты в регионах с доминированием сторонников Ющенко. После января 2005 года "возмущенный народ" по команде "снято, всем спасибо" тут же перестал возмущаться и с ликованием засобирался в обратный путь. Кстати, участники акций протеста не раз говорили журналистам в камеры, что оставят свой пост только по приказу "начальства". Такой вот стихийный процесс...
Интересно, как стали относиться к происходящему те, кто отстаивал интересы новой власти, но затем оказался ей не нужен? После инаугурации появилась информация, что у оставшихся жителей палаточного городка, расположенного на Крещатике, нет денег, чтобы уехать домой. Кроме того, "оранжевые" говорили, что среди них есть сильно больные (в частности, воспалением легких). Люди недоумевали, почему они "работали сутками, находились здесь месяцами", а сейчас до них нет никому дела. Их разочарование было искренним. Ведь они же боролись за демократию. На это некоторые замечали: "За что боролись, на то и напоролись"9.



1 www.pravda.com.ua - 2005. - 22 янв.
2 Киевские ведомости. - 2005. - 20 янв. - С. 4.
3 www.liga.kiev.ua/ - 2005. - 1 февр.
4 www.tribuna.com.ua - 2005. - 27 янв.
5 www.radiosvoboda.org/ - 2005. - 25 янв.
6 www.interfax.kiev.ua - 2005. - 24 янв.
7 www.proua.com/ - 2005. - 4 янв.
8 Экономические известия (Украина). - 2005. - 25 февр. - С. 1.
9 www.for-ua.com/ - 2005. - 24 янв.

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©