НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
Украина вне постсоветской интеграции
Возможно, что в скором времени Украина будет один на один выстраивать свои отношения как с ЕС, так и со странами СНГ. По крайней мере, подписание Россией, Белоруссией и Казахстаном первых 38 соглашение по Единому экономическому пространству (ЕЭП) делает такую ситуацию весьма реальной.
Украинское руководство упорно, невзирая на экономические потери и отсутствие внешнеполитических успехов на западном направлении, выступает против более тесного экономического сотрудничества с постсоветскими странами, считая, что это повредит ее вхождению в ЕС.
На протяжении многих лет у России и Украины существуют различные точки зрения на интеграцию в рамках постсоветского пространства. Об этом же говорится и в Концепции взаимоотношений между Российской Федерацией и Украиной в межпарламентской сфере, подготовленной Российской академией наук, институтом экономики и Центром проблем интеграции. В ней отмечается, что "во внешнеторговом сотрудничестве с Россией Украина готова создать полноценную зону свободной торговли, то есть без изъятий и ограничений". Для России стратегической целью является более глубокий уровень интеграции, не ограничивающийся созданием зоны свободной торговли. Российская сторона заинтересована в более тесном взаимодействии с Украиной, вплоть до создания таможенного союза, общего рынка и экономического союза. К этому пока не готова украинская элита, которая считает приоритетом интеграцию в европейские структуры.
В итоге усилия Украины сегодня сконцентрированы на политических аспектах сотрудничества с бывшими республиками, что благосклонно воспринимается на Западе. Так, продолжается развитие контактов в рамках ГУАМ. Выстраиваются более широкие отношения в рамках Балтийско-Черноморско-Каспийского сообщества, где Украина стремится играть одну из ключевых ролей. Данное содружество стало расширенной версией старой идеи по созданию Балтийско-Черноморского союза. Добавление к названию сообщества Каспия свидетельствует о том, что архитекторы данной геополитической конструкции намерены создать действительно широкую коалицию стран, в том числе и с прикаспийских берегов.
Однако вряд ли такое сотрудничество сможет принести экономические выгоды Украине. Наполнение многостороннего сотрудничества реальными проектами постоянно переносится, что не удивительно. Энергетические ресурсы Каспийского бассейна, которые должны были стать ключевым фактором независимости Украины от России, сегодня отсутствуют. Азербайджан и Казахстан, несмотря на громкие заявления украинской стороны о готовности этих стран предоставить дополнительные объемы нефти, пока не могут ничем помочь Украине. Одновременно и Россия активно диверсифицирует поставки газа в европейские страны, демонстрируя эффективность энергетической дипломатии. В результате, при отсутствии альтернативных источников энергетических ресурсов и непродуманных внешнеполитических шагах, Украина рискует ослабить уровень экономической интеграции с постсоветскими странами, ничего не получив взамен в Европе.
О проблеме становления и развития интеграционных объединений на международной конференции "Украина - Россия - Европа" говорила и заведующая кафедрой европейской интеграции МГИМО(У) МИД РФ Ольга Буторина. По мнению российского эксперта, главным препятствием превращения экономического пространства ЕС в подлинно единый внутренний рынок выступают не таможенные правила и несогласованность экономической политики соседних стран, а различия в структуре и организации национальных хозяйственных комплексов, товарных и финансовых рынков. А возрастающая неоднородность объединения теперь рассматривается ее лидерами уже не как исключение, а как данность.
Следует отметить, что в отличие от стран ЕС, перед которыми стоят вопросы согласования различий в структуре экономических систем, Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан "вышли" из единого народнохозяйственного комплекса, который первоначально и создавался как единая система. По этой причине, налаживать многостороннее сотрудничество по объективным причинам Украине гораздо легче. Однако в отличии от европейских стран, где в целом существует консенсус в политической сфере, в Украине сопротивление интеграции находится в вязком поле украинской политики.
Все это лишь подтверждает тот факт, что отказ Украины от интеграции в рамках постсоветского пространства продиктован внутриполитической ситуацией и внешнеполитической конъюнктурой, нежели существующими различиями в экономических системах. По этой причине, при неготовности ЕС к новому расширению, о чем не раз заявляли его представители, Украина может еще десятилетиями находиться в положении вечного просителя, которого допустили к порогу европейского дома, но в сам дом пускать и не собираются.

Евгений СЕРЕГИН. Nacinteres-01
     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©