НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
РУСИНЫ
Наверное, в Европе трудно найти еще один такой народ, который  проживал бы в  семи государствах (на Украине, в Словакии, Чехии, Польше, Сербии, Румынии и Хорватии), имел бы четыре варианта литературного языка и, как минимум, шесть имен (рутены, карпатороссы, руснаки, лемки, угрорусы). Этот удивительный народ – русины.

В шестом - восьмом веках нашей эры, когда поляне и словене ильменские  создавали на территории Восточной  Европы государствообразующие  центры будущей «сверхдержавы» средневековья - Киев и Новгород,  в труднодоступные земли Карпат, часть Центральной Европы и Балкан  пришли славянские племена  белых хорватов. Именно они, вместе с уличами и дулебами, стали протопластом  русинов.

Территория и историческая судьба славян Закарпатья  оказались вне основной сферы влияния державы, которую мы привычно называем Киевской Русью.  Дело в том, что еще до ее образования закарпатские земли вошли в состав соседних государств -  Великой Моравии и Древней Болгарии в качестве автономной территории, которую русины называли “Marchia Ruthenorum” - “Руська Марка”, а её правитель имел титул “Dux Ruizorum”(“Князь Русинов”) или «Крайник».

Подкарпатская (или Закарпатская) Русь развивалась с самого начала своей истории  в самобытных природных, хозяйственных и политических условиях, существенно отличающихся от жизни других восточных славян, что сформировало своеобразный  тип карпатского русина. Особый быт и духовный мир этого народа блестяще показан в знаменитом фильме Сергея Параджанова «Тайны забытых предков».

Однако русинам не удалось создать прочное самостоятельное государство: сначала этому помешало покорение в десятом веке края венграми – именно с этого времени русинов стали называть угрорусами, а позднее земли  закарпатских славян стали яблоком раздора для всех соседних государств: Речи Посполитой, Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского с последующим многовековым владычеством  Австро-Венгерской империи (отсюда и различные имена –этнонимы этого народа).

Относительная изолированность Закарпатья сначала от Киевской, а затем от  Западной, Галицко-Волынской и Восточной Руси не изменила стремления русинов к единству с «руськими» - будущими малороссами-украинцами, белорусами  и великороссами. Главными столпами этой духовной близости и симпатии на протяжении столетий были и остаются православная вера (русины приняли православие на  сто тридцать лет ранее Киева и Новгорода) и азбука-кириллица, дарованные народу святыми Кириллом и Мефодием, проповедовавшими в Подкарпатском Крае  в течение двух лет.

Менялись властители и государственная принадлежность русинских земель, но неизменным оставалось стремление его жителей  строить свою жизнь по собственным законам. Последние два века русины  вели упорную борьбу за свои национальные права, в то же время, осознавая духовное родство с братьями за карпатскими перевалами. Так, один из русинских просветителей девятнадцатого века Михал Милослав Ходжа писал: «Нас, славян, которых называют русами, россиянами, москалями, русинами – пятьдесят два миллиона».

Революционные ветры  «Весны Народов» 1848 года, пронесшиеся по Европе, всколыхнули и Закарпатье. Первым крупным шагом на пути самоопределения была Программа русинской автономии, врученная русинским политиком А.Добрянским австрийскому императору Францу Иосифу I. Она, среди прочего, предполагала узаконить русинскую национальность, равноправие русинов с другими народами  Империи,  создание территориальной автономии, русинских школ, печати государственной газеты на русинском языке. Австрийские власти  были вынуждены пойти на частичные уступки, создав Ужгородский русинский округ с собственной администрацией и инфраструктурой.

После периода  «оттепели», как это часто бывает, начались новые притеснения русинского народа, что привело к массовой эмиграции  закарпатских славян в Северную Америку. Это стало причиной появления  там большой русинской диаспоры: в настоящее время  в США проживает более полумиллиона выходцев из Подкарпатской Руси.

Двадцатый  век принес русинам новые надежды на самоопределение. После поражения Австро-Венгрии в первой мировой войне  русины в 1919 году провели плебисцит и приняли решение о вхождении Подкарпатского Края на правах широкой автономии в состав федеративной Чехословакии. Несмотря на многие сложности, в Чехословакии русины впервые за многие столетия действительно почувствовали себя хозяевами своей судьбы.  У народа появились символы государственности: герб (его изобразил Йосип Бокшай, один из основателей закарпатской школы живописи), флаг и гимн на слова великого русинского просветителя Александра Духновича. Была создана система самоуправления, русинский язык стал официальным языком Края. А поскольку не существовало единого литературного языка, в школах преподавали русский как наиболее близкий русинским диалектам.

Вторая мировая война  прервала поступательное развитие русинского народа. Надо отметить, что русины активно участвовали в антифашистской борьбе. Сначала как солдаты созданных на территории СССР Чехословацких корпусов, а с приходом Красной Армии на их землю – в ее рядах.

По итогам Второй мировой  Подкарпатская  Русь на правах автономии присоединилась к Украинской ССР с последующим  немедленным запретом Сталиным всех национальных и государственных атрибутов края, низведения статуса автономии до обычной области и исключения  самого упоминания о русинах. Удивительно, но из всех стран, где ныне проживают русины (всего около полутора миллионов человек), лишь новая Украина, где их, по данным Карпаторусского Центра Америки, насчитывается до шестисот пятидесяти тысяч,  не признает за русинами права считаться отдельным народом, упорно доказывая, что они являются лишь  подгруппой украинцев. Зарубежной же русинской диаспоре доказывать своё существование не надо. Русинов всегда признавали таковыми в Югославии. Тридцатитысячная община потомков закарпатских изгнанников и по сей день живёт в Воеводине, имеет свой вариант литературного языка, театр, газеты, радио, телеканал. В Словакии создан Институт русинского языка и культуры, русинский театр работает  в г. Пряшев, издаются словари и учебники. Русины Венгрии и Польши получают средства на культурные акции и издание книг.

В 1998 году подкарпатские русины были приняты в Организацию Непредставленных Народов,  являющейся трибуной для национальных меньшинств, не имеющих собственной государственности. Да и в Закарпатье, несмотря на все трудности, русины весьма активно заявляют о себе. Ими созданы «Общество подкарпатских русинов», «Подкарпато-русинское общество  Кирилла  и Мефодия», «Русинское  научно-просветительское  общество», «Ужгородське общество А.Духновича», издаются газеты, журналы и книги на ужгородском варианте русинскогог языка.

Русины – народ оптимистов. Великий  народ, всегда готовый отстоять свое будущее.
И чтобы не происходило, русин всегда скажет:« Я русин был, есмъ    и буду…»

Сергей БАЗЛОВ     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©