НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
экспансия «водочных» королей
1991 год стал своеобразным Рубиконом в развитии экономики Малороссии. Если до этого момента она жила в общей с Россией макроэкономической среде, то после обретения независимости все изменилось. Главное – кардинальным образом поменялись условия доступа Украины к российской ресурсной базе, а также была потеряна возможность полноправного участия в реализации российского оборонного заказа. Как результат – последовавшее в 90-е годы разрушение значительной части украинской тяжелой промышленности и отраслей ВПК.

В этих условиях украинское правительство с середины 1990-х годов сделало ставку на развитие импорта замещения в пищевой промышленности и создания условий для появления и раскрутки национальных брендов. Эти меры руководства Незалежной в условиях доминирования на Украине системы теневой экономики с высокой степенью ее криминализации привели к резкому росту производства продукции на алкогольном рынке.

К слову сказать, украинское государство не только закрывало глаза на теневое производство алкогольной продукции региональными баронами, создавая тем самым льготные условия для развития этой отрасли, но и вполне официально косвенными методами поощряло ее. Так, до последнего времени сумма акциза на вино и на спиртоводочную продукцию была одинаковой. Эта ситуация была исправлена только после победы «оранжевых» и то в рамках мероприятий по подготовке Украины к «возможному» членству в Евросоюзе. Хотя бы какая-то польза от миража ЕС.

Развитию национальных водочных брендов способствовала и децентрализация Украины. Наличие нескольких сильных и богатых регионов привело к равномерному распределению продаж по всей территории Украины и позволило избежать «бича» российского водочного рынка – доминирования локальных брендов. Опять же разветвленные сети супермаркетов по всей территории Украины были созданы еще в далекие 90-е.

Вышеперечисленные обстоятельства и привели к тому, что к концу прошлого десятилетия на Украине были не только созданы многочисленные национальные бренды водочной промышленности, но и отработана технология их продвижения на рынки. А на Севере открывался богатый рынок, который с началом уже этого десятилетия показывал устойчивый рост спроса. И украинские компании не заставили себя ждать – через несколько лет они уже доминировали в ряде сегментов российского водочного рынка.

Но ведь Россия – это родина водки. И это признано во всем мире. Так как же руководство нашей страны допустило ситуацию, когда значительная часть рынка оказалась захваченной украинскими производителями? Более того, ведь российский спирт класса люкс намного превосходит самый лучший украинский спирт.

Все дело в том, что российский водочный рынок находился в начале этого десятилетия (да и сейчас ситуация кардинально не изменилась) в достаточно неприглядном состоянии. Такие наиболее известные и раскрученные еще с советских времен бренды, как «Столичная» и «Московская» были существенно ослаблены деятельностью принадлежащего Б.Березовскому «Союзплодимпорта», который до сих пор пытается противодействовать выходу на зарубежные рынки российского «Союзплодоимпорта».

Новых национальных брендов, которые бы продавались по всей территории России, создать не удалось по причине в первую очередь высокой централизации финансовых потоков в России и слабой развитости на региональном уровне национальных торговых сетей. О чем можно говорить, если 75 процентов продаж даже такого раскрученного бренда, как «Русский стандарт» приходится на Москву и Петербург. Свою пагубную роль сыграла и существовавшая до 2006 года система региональных таможенных складов, где на алкогольную продукцию наклеивали региональные акцизные марки. Руководители местной власти всеми правдами и неправдами отказывали в региональных акцизах и соответственно в праве продажи на «своей» территории производителям из других регионов. Это, кстати, очень сильно помогло украинским производителям – они платили только импортный федеральный акциз.

Так что же плохого в том, что украинские производители захватывают российский рынок? Дело в спирте. Вся проблема такова: производящие спирт заводы на Украине находятся в государственной собственности. В отличие от российских на них не была осуществлена техническая реконструкция. И поэтому украинские производители вынуждены скрывать плохое качество сырья для водки добавлением в нее большого количества пищевых добавок, так называемых маркеров. Поэтому украинская водка по вкусу мягкая и пьется хорошо. Только вот с утра голова от нее болит.

Автор - Сергей ГОРНОСТАЕВ.

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©