НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
В ожидании «Третьей республики»
В Киеве опубликованы итоги социологического опроса, проведенного Украинским центром экономических и политических исследований имени Разумкова. Они в очередной раз выявили расстановку сил в высших эшелонах власти.

По мнению граждан Украины,  премьер-министр Виктор Янукович стал политиком года. За него проголосовали 26 процентов респондентов. На втором месте  с 19, 2 процентами  Юлия Тимошенко. Что же касается президента Виктора Ющенко, то он получил всего 8, 6 процента поддержки. Его рейтинг за два года упал более чем в пять раз, что всего лишь на 2-3 процента выше рейтинга Леонида Кучмы в 2004 году.
Многие украинские политологи напоминают, что еще до того, как Ющенко стал главой государства, он неоднократно заявлял, что с рейтингом в 6 процентов власть не имеет морального права управлять страной и должна уйти в отставку.  Возникает вопрос: как намерен поступить в сложившейся ситуации сам Виктор Ющенко,  так как по существующим прогнозам  выход  его рейтинга на рубеж 6 процентов - это вопрос двух-трех месяцев. В политическом смысле слова Ющенко, по оценке политолога Владимира Полохало, « еще не мертв, но уже не жив».

В этой связи  нельзя исключать грядущего импичмента Ющенко и окончательного перехвата власти в стране премьер-министром Виктором Януковичем. Причем, в условиях жесткого политического противостояния между антикризисной коалицией и Секретариатом президента,  мало кому удается предугадать, куда будет направлен вектор грядущих перемен.
Линия атаки Виктора Януковича строится на  стремлении максимально реализовать, наполнить соответствующим содержанием формулы конституционной реформы. Это позволяет украинскому правительству овладевать практически всеми рычагами управления страной. В настоящий момент Ющенко лишился даже возможности держать под своим контролем так называемых «силовиков» и Министерство иностранных  дел.
Линия обороны, обозначенная Секретариатом Ющенко,  не столь убедительна и сильна. Она основана на двух позициях:  провести досрочные парламентские выборы  или организовать экспертизу конституционной реформы в Конституционном суде с целью определить границы полномочий правительства. Правда, последняя позиция стала претерпевать некоторую модернизацию. Выступая с поздравлением  по случаю Дня Соборности, Виктор Ющенко  « в целях создания гарантий конструктивного баланса власти» предложил идею новой редакции Конституции.

Если детально проанализировать «тезисы» Ющенко, то выясняется следующее: во-первых, сегодня не существует абсолютно никаких юридических оснований для проведения досрочных парламентских выборов и для роспуска Верховной Рады. Но если даже Секретариату Ющенко (что практически нереально) удастся  в ближайшие 2-3 месяца  претворить в жизнь идею роспуска парламента, то, судя по результатам опросов социологов,  команда Ющенко неизбежно потерпит  поражение. По данным, приведенным политологом Владимиром Маленковичем, соотношение партийных сил в будущей Верховной Раде выглядело бы следующим образом: «Партия регионов» заняла бы первое место с 40- 45 процентами голов, блок Тимошенко – 20-25 процентов, и коммунисты всего пять процентов. Что же касается двух таких политических сил, как « Наша Украина»  и социалисты, то они вообще сошли бы с дистанции. К тому же, « Наша Украина» находится сейчас в состоянии брожения и не готова к выборам, даже при условии, что ей на помощь приедут политтехнологи из США.

Не все просто и с предлагаемой новой редакцией Конституции. Во-первых, по словам политолога Владимира Фесенко, так называемый конституционный процесс будет развивать в конфликтной логике, когда против конституционной реформы Ющенко обязательно появится  альтернативный проект. Это может не только резко обострить политическую ситуацию  в стране, но и провести ее к расколу.  С другой стороны, попытки провести реформу через Конституционный суд тоже натолкнуться на противодействие хотя бы потому, что судьи Конституционного суда до сих пор «обивают пороги Рады» и их не привели к присяге. В результате дееспособной суд высшей инстанции сам по себе является уже дестабилизирующим фактором.

Существует еще один вариант: в законопроект о конституционных изменениях внести  уточнения только к тем статьям Конституции, которые вызывают споры. В  первую очередь речь идет о распределении полномочий между президентом и правительством. Однако и такая цель недостижима. Дело в том, что участники конституционного процесса, говоря о реформировании, на самом деле преследуют противоположные цели.  Ющенко, например, заявляет об угрозе авторитаризма в Украине, а его оппоненты, наоборот, апеллируют к нормам современной демократии. Не случайно глава представительства Фонда Фридриха Наумана на Украине Манфред Вихман сравнил украинскую ситуацию с чилийской. « Даже в Чили в 1980-е годы генерал Пиночет честно признал, что он не желает возвращения к коммунизму,- заявил Вихман.- Открытое высказывание своих мнений самим Пиночетом и его оппонентами привело к тому, что страна стала более демократической. Поэтому украинские политики должны быть более откровенными,  чтобы общество имело возможность принимать более осознанные решения».

Пока очевидно то, что предусмотренное конституционной реформой перераспределение власти в пользу самостоятельности правительства и парламента оставило много неясных мест, а текст обновленной Конституции  грешит многочисленными неоднозначными определениями. В результате между президентом и премьер-министром разгорелась борьба за передел властных полномочий.  Несомненно, это подорвало уверенность украинских партнеров на Западе в необратимости демократических преобразований в Украине и негативно отразилось на доверии  к курсу официального Киева на  европейскую и евроатлантическую интеграцию.

Первая Конституция независимой Украины была принята в 1996 году. Ее называют «конституцией элит», поскольку Основной закон страны принимался без всенародного обсуждения. Такое положение заложило в основу существующего украинского правопорядка проблемы легитимности.  Затем появилась «оранжевая» конституционная реформа. Если принять за основу тезис о том, что «революции всегда законны», вопросов не возникает. Но с юридической точки зрения и в данном случае существует проблема легитимности. Если же, в конце – концов, на Украине все же удастся принять новую редакцию Основного закона, Конституцию третьей республики, это будет не только прорывом  в деле укрепления украинской государственности, но и стимулирует проблемы легитимности верховной власти на всем постсоветском пространстве. Однако до этого еще очень далеко.

Что же будет на Украине дальше? На наш взгляд,  Ющенко и Янукович все же сумеют договориться, поскольку в проведении внеочередных выборов в Верховную Раду и в дестабилизации обстановки заинтересована одна только Юлия Тимошенко. Другие влиятельные игроки попытаются зафиксировать нынешнее положение дел и убедить Ющенко смириться с реальностью

Борис БЕЛЬЧЕНКО

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©